школа
  • +7 (47372) 7-18-95
Стадница, Новая ул, 1

Комплексная программа Здоровье

Принята

Педагогическим советом

МКОУ Стадницкой СОШ

Протокол № 4 от 30.12.2010 г.

 

 

 

Утверждена

Директором МКОУ Стадницкой СОШ

 

_____________________А.Т. Калинин

Приказ № 63 от 15.01.2011 г.

Комплексная программа

«Здоровье»

(на 2011-2014 гг)

 

 

 

 

 

Разработчик программы:

Муниципальное казенное общеобразовательное

учреждение МКОУ Стадницкая средняя

общеобразовательная школа

Семилукского муниципального района

 

 

 

2011 г.

ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Здоровье - благо и счастье для каждого человека, необходимое условие благосостояния народа. Стране нужны активные деятели, творцы, которые могут сами нести ответственность за свою жизнь. Нам нужна личность гармонично развитая, творческая, активная. А что мы видим на самом деле? По данным статистики в последние годы происходит резкое ухудшение здоровья детей: увеличение хронических заболеваний, сокращение числа здоровых выпускников по окончании школы. В нашей сельской малочисленной школе 48 учащихся. Из них 25 учащихся имеют серьезные отклонения здоровья. Группа здоровья Д-1 -29 чел., Д-2 – 13чел., Д-3 -6 чел.

Малоподвижный образ жизни, перегрузка учебного процесса многими дисциплинами, несбалансированное питание, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неблагополучная экономическая ситуация являются главными причинами этому. Всё это предполагает актуальность разработки и проведение мероприятий в учебно-воспитательном процессе в целях улучшения здоровья учащихся, профилактики заболеваний как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

 

 

ЦЕЛЬ:   Целью данной программы является поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

  Исходя из конкретной ситуации в школе и в соответствии с поставленной целью, можно определить следующие задачи деятельности педагогического коллектива.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

1. Отработать систему выявления уровня здоровья обучающихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья обучающихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни.

3. Популяризация преимущества  здорового образа жизни, расширение кругозора школьников в области физической культуры и спорта.

4. Организовать систему профилактических работ по предупреждению детского травматизма на дорогах, предотвращению роста заболеваемости обучающихся школы.

5. Просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ  РЕЗУЛЬТАТ:

Здоровый физически, психически, нравственно, адекватно  оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ:

Обучающиеся, классные руководители, учителя- предметники, фельдшер, социальный педагог, родители.                                                               

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 1.      Учебно-воспитательная работа – научно обоснованная и строго регламентированная:

  • организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся первого класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям;

  • валеологический анализ расписания уроков;

  • организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием детей на свежем воздухе (1-4 классы);

  • организация перемен и создание на переменах таких условий, которые способствовали бы оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастов;

  • включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ и др.;

  • контроль за выполнением норм самообслуживания;

  • контроль за правильным использованием ТСО;

  • валеологический анализ урока;

  • повышение валеологической грамотности учителей; структурирование учебных программ на основе валеологических принципов.

 

2.    Диагностическая работа – комплекс мероприятий, направленных на отслеживание параметров здоровья как учащихся, так и учителей; изучение подвижности адаптационных перестроек и работоспособности под действием природных и социальных факторов среды обитания:

 

  • создание «Паспорта здоровья»;

  • осуществление контроля за соблюдением норм учебной  нагрузки(дневной, недельной, годовой);

  • проведение валеологической оценки степени трудности и новых учебных программ и методов обучения с целью адаптации их к функциональным возможностям учащихся разных возрастных групп;

  • запуск медико-педагогического мониторинга  детей и подростков при зачислении их в школу (с учетом сложности программы обучения).

 

3.    Профилактическая и коррекционная работа – предупреждение и своевременное выявление отклонений в развитии и состоянии здоровья воспитанников, а при наличии каких-либо недугов – профилактика обострения и прогрессирования болезненного процесса:

 

  • плановый медосмотр;

  • мониторинг естественной и искусственной освещенности учебных кабинетов;

  • формирование, сохранение и корректировка здоровья учащихся и педагогов;

  • мониторинг санитарного состояния учебного помещения – отопление, вентиляция, освещенность, водоснабжение, канализация;

  • плановая диспансеризация учащихся;

  • контроль  пищевого рациона (достаточность, сбалансированность, правильность, сочетание продуктов);

  • контроль за состоянием рабочей мебели;

  • ознакомление педагогического коллектива с конечным результатом медосмотра и диспансеризации;

  • плановая диспансеризация учащихся;

  • контроль за недопустимым использованием вредных для здоровья красок и других материалов в процессе ремонта классных комнат и помещения школы.

 

4.      Научно-методическая и опытно-экспериментальная работа – скорейшее внедрение результатов научных достижений в плане сохранения и укрепления  здоровья в практику образования, разработка новых авторских учебных программ, методик и методов обучения, а также их экспериментальное  внедрение в учебный процесс (в частности, курса валеологии для учащихся младших, средних, старших классов):

 

      • внедрение новых результатов научных достижений в области экологии, медицины, психологии, касающихся охраны и укрепления здоровья учащихся и учителей, в практику учебно-воспитательного процесса;

      • обеспечение научно-методической литературой, учебными программами и учебниками по валеологии учащихся разных возрастов;

      • контроль за недопустимостью использования в отношении учащихся и учителей непроверенных оздоровительных систем и методов.

 

  1. Информационно-просветительская работа – пропаганда здорового образа жизни, наглядная агитация, консультации по всем валеологическим вопросам, включая такие формы работы, как индивидуальная, групповая, коллективная:

 

      • использование различных форм массовой пропаганды здорового образа жизни: организация лекций, проведение дня здоровья;

      • использование наглядной агитации: выпуск стенгазет, оформление уголков здоровья в классных комнатах, воспитание учащихся личным примером учителей (привлекательность внешнего вида, доброжелательность в общении, забота о собственном здоровье, занятия спортом, отказ от вредных привычек.

 

 

ФУНКЦИИ РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. Функции медицинской службы школы:

       проведение  диспансеризации учащихся школы;

       медосмотр учащихся школы, определение уровня физического здоровья;

       выявление учащихся специальной медицинской группы

       организация работы зубного врача.

 Функции  директора и его заместителей:

      общее руководство реализацией программы: организация, координация, контроль;

      общее руководство по организации валеологической службы в школе;

      общее руководство и контроль за организацией горячего питания учащихся в школе;

      организация преподавания вопросов валеологии на уроках биологии и ОБЖ в классах среднего и старшего звена;

      организация контроля уроков физкультуры;

      обеспечение работы спортзала во внеурочное время и во время каникул, работы спортивных секций;

      разработка системы внеклассных мероприятий по укреплению физического здоровья учащихся и ее контроль;

      организация работы классных руководителей по программе «Здоровье» и ее контроль;

      организация создания банка данных о социально неблагополучных семьях и обеспечение  поддержки детей из таких семей;

      организация работы психологической и социальной службы в школе.

 

  1. Функции классного руководителя:

     санитарно-гигиеническая работа по организации жизнедеятельности детей в школе;

     организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике частых заболеваний учащихся;

     организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике детского травматизма на дорогах;

     организация и проведение в классном коллективе мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, табакокурения;

     организация и проведение профилактической работы с родителями;

     организация встреч родителей с представителями правоохранительных органов, работниками ГИБДД, ОППН, медработниками,

     организация и проведение внеклассных мероприятий (беседы, диспуты, лекции, КТД, конкурсы и др.) в рамках программы «Здоровье»;

     организация и проведение исследования уровня физического и психофизического здоровья учащихся;

     организация и проведение диагностик уровня и качества знаний учащимися правил гигиены, дорожного движения, правовой культуры.

 

СОТРУДНИЧЕСТВО ШКОЛЫ С ДРУГИМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

 

 Учреждение

Задачи и направления

Формы взаимодействия

Н-Ведугская амбулатория

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации,

медицинская помощь

СТАДНИЦКИЙ ФАП

Профилактика заболеваний, выявление их на ранней стадии и своевременное лечение

Профосмотры, диспансеризации,

медицинская помощь

ГИБДД

Предупреждение детского травматизма

Лекции, беседы, ролевые игры для учащихся

 

I этап (2012-2013 учебный год)

1. Исследование и комплексная оценка состояния образовательной среды и состояния здоровья учащихся. Медицинская диагностика.

 

Мероприятие

Срок

Класс

Ответственный

1.

Оформление медицинских карт и листков здоровья в классных журналах. Комплектация на их основе физкультурных групп.

сентябрь

1-11

Фельдшер, кл. руководители, учитель физкультуры.

2

Диспансеризация Н-Ведугской амбулатории

октябрь

1,5,7,9,10

Фельдшер, кл.руководители, специалисты поликлиники

3.

Профосмотры старшеклассников во взрослых поликлиниках

октябрь

10-11

Фельдшер, кл.руководители, специалисты поликлиники

4.

Профосмотры детей в условиях школы

декабрь- апрель

1,4,5,8,

Фельдшер, врач-педиатр

5

Анализ случаев травматизма в школе (журнал травматизма на уроках физкультуры и технологии)

в течение года

1-11

фельдшер, зам. директора по ВР

6

Анализ посещаемости и пропусков занятий по болезни.

В течение года

1-11

Фельдшер, кл. руководители

 

 

2. Мониторинг психофизиологического здоровья учащихся.

1

Тестирование в рамках оценки психофизического состояния и функционирования возможностей организма человека

в течение года

1-11

Учитель

физкультуры

2

Психологический мониторинг здоровья учащихся:

      тест на адаптацию в            начальной школе,

      средней школе;

       тест на тревожность

сентябрь - январь

1,3,5,10

Социальный педагог

3.    Контроль за соблюдением санитарно – гигиенического режима в школьном учреждении.

1

Эстетическое оформление класса

В течение года

1-11

Зам. директора

по ВР

2

Рациональное расписание уроков, не допускающее перегрузок (соблюдение требований СанПиНа)

В течение года

1-11

Завуч

3

Смотр кабинетов, их соответствие гигиеническим требованиям:

- проветривание;

- освещение;

-отопление;

- вентиляция;

-уборка

Ежедневно

1 раз в неделю

2 раза в год

2 раза в год

ежедневно

Все помещения

Директор,

фельдшер

4

Контроль за качеством питания и питьевым режимом

Ежедневно

 

фельдшер

5

С – витаминизация пищи

В течение года

 

фельдшер

6

Диагностика загруженности учащихся домашними заданиями

В течение года

 

Зам. директора

по УВР

7

Организация активного отдыха на перемене

Постоянно

1-4

Классные руководители

  4.    Медицинское обслуживание и профилактика заболеваний

1

Прививки детям согласно приказам Минздрава

В течение года

1-11

фельдшер

2

Профилактическая работа во время эпидемий

В течение года

1-11

фельдшер

3

Профилактическая работа через беседы, уголки здоровья,  полезные советы.

1 раз в квартал

1-11

фельдшер

 

5.    Физическое воспитание, организация активно – двигательного досуга

 1

Профилактика нарушения осанки на уроках физкультуры

В течение года

1-11

Уч. физкультуры

2

Подвижные перемены с использованием возможностей спортивного зала, рекреаций

В течение года

1-11

Уч.физической культуры, уч.начальных классов

3

Организация школьных соревнований и участие школьников в городских соревнованиях

В течение года

1-11

Кл. руководители,

уч. физкультуры

4

Организация дней здоровья, прогулок, поездок, экскурсий

В течение года

1-11

Зам. директора

по ВР,

классные руководители

5

Работа спортивных секций

В течение года

5-11

Учитель

физкультуры,

6.Профилактика травматизма

1

Занятия по правилам дорожного движения (выступление сотрудников ГИБДД, тематические классные часы, викторины, конкурс рисунков, плакатов)

В течение года

1-11

Зам. директора по ВР, классные руководители

2

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ, « Окружающий мир», кружков.

По программе

1-11

Учитель ОБЖ, учитель химии, учителя начальной школы

3

Инструктаж сотрудников школы и учащихся по правилам техники безопасности

Сентябрь

1-11

классные руководители

4

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-11

фельдшер

  1. Пропаганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек.

1

Тематические уроки в рамках курсов ОБЖ,  кружков

В течение года

1-11

Преподаватель ОБЖ, руководители кружков

2.

Тематические классные часы (Приложение 1)

В течение года

1-11

Классные руководители

3.

Тематические родительские собрания     (Приложение 2)

В течение года

1-11

Классные руководители, зам. директора по ВР

4.

Встречи с фельдшером

По плану

8-11

Заместитель директора по ВР

5

Конкурсы, викторины       (Приложение 3)

По плану

1-11

Зам. директора по ВР, кл.руководители

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная программа «Здоровье» рассчитана на три года и предполагает постоянную работу по ее дополнению и совершенствованию.

В этом учебном году следует уделить особое внимание решению следующих задач:

  • отработка системы выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения;

  • создание условий для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования здорового образа жизни;

  • просвещение родителей в вопросах сохранения здоровья детей; а так же углубиться в вопросы, связанные с мониторингом спортивно-оздоровительной работы в школе.

  • Успешность осуществления поставленной цели будет во многом зависеть от включенности  педагогического коллектива в процесс реализации данной программы, осознанного понимания каждым учителем значимости стоящих перед ним задач.

 Приложение №1  

Тематические  классные часы.

1-4 классы

1. Режим дня.

2. Закаливание организма.

3. Культура поведения в общественных местах.

4. Культура поведения за столом.

5. Культура питания.

6. Мой друг – Мойдодыр.

7. Культура одежды.

8. Профилактика простудных заболеваний.

9. Береги честь смолоду.

 

5-8 классы

 

1.Режим дня.

2. Что такое здоровье?

3. способы укрепления здоровья.

4. Культура питания.

5. Культура одежды.

6. Гигиена мальчика и девочка.

7. Профилактика простудных заболеваний, заболеваний органов зрения.

8. О вредных привычках.

9. О вреде никотина.

10. О вреде алкоголя.

11 Имя беды – наркотик.

12. Покончить с грубостью.

13. Определение здорового образа жизни.

 

9-11 классы

 

1. Береги здоровье смолоду.

2. О вкусах не спорят, о манерах надо знать.

3. Гармония тела.

4. Роль спорта в жизни человека.

5. Как одеваться: стильно, модно, удобно?

6. Система питания старшеклассника.

7. Культура гигиены девушки.

8. Культура гигиены юноши.

9. Покончить с грубостью.

10. Победить зло.

11 Стресс.

12. Традиции и табакокурение.

13.Юридическая ответственность за злоупотребление ПАВ.

14.Почему принимают наркотики.

15. Когда возникает интерес к наркотикам.

16. Наркотики и их жертвы.

 

 

Тематика родительских собраний.

 

Психологические особенности учащегося  (по возрастам)

  1. Режим дня и гигиенические нормы.

  2. Режим питания.

  3. Встреча с сотрудниками ПДН

  4. Лекции нарколога.

  5. Семейные конфликты (ведет психолог).

  6. Как уберечь вашего ребенка от наркотиков.

 

Конкурсы, викторины.

1.Конкурсы рисунков:

- «Осторожно, дети!» (по правилам дорожного движения

- «Я за здоровый образ жизни!»

- «Зеленая аптека»

2. Конкурс плакатов:

- «Жизнь без наркотиков»

- «Нет вредным привычкам!»

3. Викторины:

- «Красный, желтый, зеленый»

- «Кушайте на здоровье»

4. Ролевая игра «Суд над наркотиками».

5. Веселые старты.